Анатолий Платонов

Учитель и ученик

Мария Платонова

Статья к выставке в посольстве Литовской Республики в Российской Федерации, Москва, 2007

© 2002-2017, Платоновы

Рейтинг@Mail.ru

Витаутас Варанка

Литография, избранная В. Варанкой для реализации своих замыслов, — очень многогранная техника печатной графики. Она позволяет сохранять черты, присущие оригинальному карандашному рисунку, и одновременно с этим дает возможность придать ему в переводе на камень и в печать композиционную (часто почти монументальную) законченность, вариативность и отточенность цветотонального решения.

Ко времени начала обучения А. Платонова в качестве частного ученика В. Варанка имел большой опыт работы учителем рисования и живописи. Очевидно, у него уже сформировалась отработанная методика преподавания. Она заключалась в практическом обучении рисунку и живописи и в том, что А. Платонов, вспоминая уроки Варанки, называл «разговорами». У учителя был некий, возможно, индивидуально организуемый им в каждом отдельном случае теоретический курс искусства.

Например, В. Варанка любил и хорошо знал музыку. Он вводил в теоретический курс изобразительного искусства для своего ученика некоторые положения музыкальной теории. Это касалось понимания ритма, композиции в музыкальном произведении и в картине, рисунке, цвете. На уроках В. Варанки А. Платонов воспринял оперное искусству как наивысшее синтетическое проявление музыкальной культуры со сложной композицией и многоуровневым ритмическим построением. А. Платонов сохранил на всю жизнь не просто любовь к опере, но всегда был занят поиском особой "музыкальности" при решении задачи ритмического построения композиции и "звучности" в создании колористического строя.