Анатолий Платонов

Учитель и ученик

Мария Платонова

Статья к выставке в посольстве Литовской Республики в Российской Федерации, Москва, 2007

© 2002-2024, Платоновы

Анатолий Платонов. Вильнюс. Старая улица, 1977. – Vilnius. Ancienne ruelle

Литографии В. Варанки с видами Вильнюса удивительно точно передают возможные варианты образного восприятия этого самого «готического» города Восточной Прибалтики. Ассоциации с европейскими центрами, где временная продолжительность жизни города превращается в систему «архитектурных слоев», очевидны и вводят историю Вильнюса, Литвы в общеевропейскую историю. Разительным, но сказочным контрастом становится явление на фоне величественной старой архитектуры с готическими шпилями фигуры женщины с корытом для стирки. Зритель не соотносит этот образ с мыслью о тяжелой жизнью бедной горожанки советского времени; скорее, это начало истории Золушки или потерявшейся принцессы — настолько сильно в работе позитивное творческое начало. Город, в котором художник увидел эту сцену, будет жить вечно, ибо в нем живо мифотворчество. С другой стороны, и для зрителя, и для мастера исторические «слои» жизни города, совмещаясь, приходят в современность. Они неотъемлемы от жизни тех, кто населяет этот город сейчас — в момент рассмотрения произведения.

А. Платонов несколько иначе раскрывает эту же тему. В виды старого города он вводит условные фигурки своих современников, показывая, что старая архитектура продолжает жить, становясь средой обитания новых поколений. Здания не просто наблюдают нашу жизнь — они выступают оценочным эталоном высокого, разумного, гармоничного отношения к жизни. Современный человек должен быть достоин архитектурной среды старых мастеров — только тогда мы станем в один ряд с теми, кто её создавал и кто в ней жил. Только тогда мы и наши потомки будем жить в позитивных культурных традициях.