Анатолий Платонов

Учитель и ученик

Мария Платонова

Статья к выставке в посольстве Литовской Республики в Российской Федерации, Москва, 2007

© 2002-2024, Платоновы

Анатолий Платонов. Портрет студентки (Мария), 1985. – Portrait d'une étudiante (Marie)

Критика имела противоположный эффект воздействия на художника: А. Платонов стал глубже исследовать возможности введения в изображение приемов усиления условности формообразующих выразительных средств, не переступая при этом грань, за которой наступала деформация явлений. Он видел в этом средство, способное подчеркнуть духовность природных форм и чистоту внутреннего мира человека. Так, по мере роста собственного творческого потенциала и осмысления традиций древнего русского изобразительного искусства А. Платонов воспринимает и творчески перерабатывает условность русской иконописи, что ощущается в его портретах. Через плоскостную форму и условность цвета он подчеркивал типическое (для него духовно-нравственное) в облике конкретного человека. В поисках колористических решений портретов художник часто доводил до максимальной выразительности насыщенность тех оттенков цвета, которые зритель в реальной жизни даже не замечает.

В. Варанка на протяжении своего творческого пути также работал над соотношением выразительности и условности, понятным зрителю и, благодаря силе эстетического переживания, отрывающим его от обыденной жизни. Его работы, по сравнению с картинами А. Платонова, несомненно, более условны и декоративны. Но важно отметить, что они при этом не нуждаются в дополнительных текстовых объяснениях, не уходят в область голых абстракций, а несут тепло человеческого восприятия окружающего мира и радость узнавания его в новых проявлениях.