Анатолий Платонов

Учитель и ученик

Мария Платонова

Статья к выставке в посольстве Литовской Республики в Российской Федерации, Москва, 2007

© 2002-2017, Платоновы

Рейтинг@Mail.ru

Анатолий Платонов. Уральские горы, 1989. – Montagnes de l’Oural

Видовые пейзажи, написанные как В. Варанкой, так и А. Платоновым, обычно семантически связаны с моментом смены времен года или со знаками пребывания в природной среде человека. Переходные состояния природы особенно привлекательны для восприятия: они величественны разной красотой, которая связана в сознании человека с проявлениями высших сил. Поэтому они интересны и сложны для художника. Но это позволяет при верном композиционном и колористическом решении подчеркнуть творческое, созидательное, вечно-обновляющее начало мира. Дорога, проложенная человеком в поле, по лугу, в лесу, а также стога, снопы — это знаки пребывания человека в мире, его жизни в согласии с природой, возможность достижения в этом сосуществовании гармонического единства. Эмоциональный посыл от пейзажей учителя и ученика естественно схож, как схожи и мотивы, избираемые ими: в природе, образно воссозданной ими, нет места катаклизмам или опасностям, угрожающим людям. Только ветер появляется в картинах и литографиях, оживляя и одушевляя природу. Человека в композициях нет, но зритель ощущает свое, наблюдателя и участника, присутствие в них.

Художники работали в разных техниках, использовали разные средства художественной выразительности, но оба стремились воплотить высокие гуманистические начала нашей европейской культуры в своих произведениях.