Анатолий Платонов

Учитель и ученик

Мария Платонова

Статья к выставке в посольстве Литовской Республики в Российской Федерации, Москва, 2007

© 2002-2024, Платоновы

В.Варанка, литография

К 1950 году В. Варанка уже определил свои интересы как художник-график. Основное внимание художник уделял литографии. Он работал над своими оригинальными композициями и — что чрезвычайно редко происходит в среде художников-графиков — работал как печатник. Он помогал переводить рисунки на литографский камень и затем производил печать оттисков.

Эстамп, и литография в частности, является одним из самых загадочных видов изобразительного искусства. Специфичность художественного образа литографий определяется тем, что в основе его может лежать произведение одного художника, а готовить к печати камень и осуществлять печать может специалист-литограф. Другими словами, в создании эстампа могут принимать участие два разных человека, и поэтому художественный образ подвергается двойному осмыслению и интерпретации. В случае с В. Варанкой очевидно, что опыт работы с образами, созданными другими художниками, доведение их композиций до четкости в печатной форме, при точном понимании смыслового и эстетического компонентов образа, усовершенствовали его профессиональные навыки до редкого изящества. Например, патетика листа «Горе», изображающего женщину с обращенным к свету, но закрытым ладонями лицом, сочетает мотивы трагедии и надежды. Горе присутствует в нашей жизни, но за ним должен начинаться новый этап жизни. Свет и женщина — это жизнеутверждающие начала. Свет — основа жизни на Земле, женщина — основа продолжения человеческой жизни и передачи традиции духовности и нравственности в воспитании детей. И горе не должно быть безысходным.