Анатолий Платонов

Очерк творчества

Мария Платонова

© 2002-2024, Платоновы

Анатолий Платонов. Начало шестидесятых годов

На протяжении жизни для пейзажей художник выбирал разные мотивы: в начале (пятидесятые-шестидесятые годы) это были монументальные, обобщающие виды Уральских гор, когда на полотне сразу можно видеть большую горную гряду и обязательно дорогу рядом. Дорога всегда в искусстве была мотивом, связывающим человека с Природой с большой буквы. Это путь его самопознания и познания окружающего мира. Анатолий Платонов, открыв масштаб величия гор, сопоставил его с масштабом человеческой истории и культуры: титаническая работа природы и титаническая работа человечества. На ранних картинах-пейзажах эта идея читается ясно.

Позже, в восьмидесятые-девяностые годы пейзажи изменились. Монументальные горы, величественные и неприступные, исчезли. Автор стал любоваться ими, фиксируя внимание на деталях общей картины, давая почувствовать их философскую красоту в органичном сосуществовании с ними человека. Горы, покрытые ковылем; камни¹, насыщенные цветом; горные ручьи², отражающие изменчивое небо гор,– эти творения природы, наполняя окружающий человека мир, дают ему основу и материального и духовного существования.